Подробно эта практика описана в [3].



Суть ее заключена в приобретении навыков перемещения точки восприятия своих объективных проявлений наружу относительно этих проявлений с тем, чтобы отделить их от себя (т.е. воспринимать растождествленно) и обрести возможность управлять ими, изменяя их.

Это есть внутренний процесс, связанный с изменением качества восприятия и ни в коей мере не имеющий отношения к практике астральных выходов (это очень важно различать).

С появлением способности к растождествлению творческий процесс обретает динамичность за счет увеличения степени внутренней свободы человека-творца, что в свою очередь положительно влияет на расширение диапазона творческой активности субъекта.

С другой стороны, методика ДФС дает человеку возможность ощущать реальность своего взаимодействия с Миром. Интуитивная догадка о том, что у каждого субъекта существуют такие отношения и живая ткань Мира реагирует на проявляемую нами активность, постепенно переходит в область лично пережитого знания и осмысленной практики.

Кроме того, раскрытость человека на входе устанавливает обратную связь в отношениях человека с реальностью, подводя его к пониманию личной ответственности за принимаемые решения и создаваемые жизненные ситуации, тем самым помогая сделать выбор в пользу активной жизненной позиции.

Это позволяет сделать вывод о том, что длительная практика активной саморегуляции способствует процессу внутреннего взросления личности. Меняется степень личностной зрелости, что для творческой самореализации и созидательной деятельности далеко небезразличное качество.

Все это позволяет посмотреть на методику ДФС, как на обучающую систему, под влиянием которой личность претерпевает определенную трансформацию и обретает возможность к осмысленной активной самореализации.

Расширение диапазона восприятия Мира становится возможным благодаря практическому курсу освоения набора психоэмоциональных состояний, каждое из которых имеет свою философию, определяя мировоззренческие взгляды и ориентацию творческой активности субъекта [5].

Иначе говоря, каждое состояние является призмой, через которую субъект воспринимает реальность, выделяя в ней совершенно иные тона и полутона, ритмы и звуки, грани и смыслы.

Суметь посмотреть на Мир через новую призму – это значит заново открыть его для себя, пережить его свежесть и новизну, познать иной смысл своего пребывания в нем и найти другие формы и средства для проявления собственной творческой активности.

Не нужно убеждать читателя в том, как это важно для расширения границ творческого диапазона. И как порой художнику и поэту, композитору и исполнителю, писателю и философу необходимо соприкосновение с новой гранью реальности, как важен следующий "вдох", завершающийся новым актом созидания.

Эта проблема, проблема вдохновения, может быть решена средствами практики дифференцированных функциональных состояний, позволяющей воспринимать реальность в разных контекстах, тем самым предоставляя возможность одно и то же явление увидеть поочередно в одном из четырех смысловых ракурсов.

Смыслы Жизни и Смерти, Конечного и Бесконечного постепенно выкристаллизовываются в сознании субъекта, и любое явление, событие, а также любые фрагменты реальности могут быть теперь осмысленны и творчески отображены в новой манере, новом стиле, новом жанре, делая творчество многогранным и интересным.

Так, ритм А (ритм Бесконечного) привнесет в творческий процесс легкость и ощущение безграничности объема, восторженную вдохновенность и чувство свободы, поможет воплотить идею бесконечности Мира в ограниченном объеме творческого продукта, влияя на ритм, рифмы, краски, сравнения, пластику, мелодию и т.д. Под воздействием этого ритма могут родиться самые красивые стихи, возвышенная музыка, неожиданные формы и решения и т.п.

Но самое главное следствие заключено в том, что зритель, соприкасаясь с творением, сможет наполниться этой безграничностью Мира и получить гамму прекрасных переживаний [6].

Ритм В (ритм Живого) принесет с собой мелодию жизни со всем многоцветием ее проявлений и придаст творчеству ощущение стабильности и надежности от соприкосновения с плотной жизненной тканью, заполняющей формы и пространство между ними. Идея безграничности Жизни, заключенная в творческом продукте и излучаемая на зрителя, безусловно окажет свое положительное влияние и содержательно обогатит как самого автора, так и его поклонников [5].

Ритм С (ритм Конечного) придаст творчеству четкость и конкретику, ясность и ощущение структуры, поможет передать отделенность объектов и отграниченность форм, влияя на темпо-ритм творческого процесса и внося элемент конструктивизма в отображаемые объекты реальности. Мир, отраженный сквозь призму идеи Конечности объекта, безусловно, также может быть интересен и автору, и зрителю [7].

Ритм D (ритм Хаоса) окрасит творчество в мрачные безрадостные тона, привнесет нотку тоски и печали, способствуя отражению Мира сквозь призму безысходности и утверждая идею Хаоса, идею Смерти как основную идею Мира [8].

Как мы видим, созидая, автор имеет возможность средствами практики ДФС осознанно создавать желаемый настрой у зрителя, зная об особенностях влияния каждого из четырех ритмов на сознание и чувства человека.

Постигая философские основы практики Диалога с Миром, творец имеет возможность отнестись к творческому процессу, как к порождению текста, обращенного к реальности, в которой, кстати, есть все. И размышления о звучании этого текста помогут сделать ему осознанный выбор, относящийся уже к акту творчества своей жизни как таковой.

Умение управлять формой активности также является средством, которое внесет разнообразие в творческую деятельность и придаст новый оттенок творческому процессу.

О трех видах активности человека и о трех видах соответствующей им психической энергии писал еще проф. И.Оршанский [11], но практическое развитие этих идей применительно к процессу активной саморегуляции субъекта мы встречаем только теперь в публикациях и практике И.Н. Калинаускаса.

Обучившись управлять формой своей активности, человек получает возможность расширить границы своей деятельности и внести разнообразие в творческий процесс.

Настрой на физическую активность поможет передать динамику ситуации, создать атмосферу действия или ощущение потенциальной энергии эпизода.

Проявление эмоциональной активности наполнит сюжет ароматом чувств и переживаний, поможет выразить отношение самого автора или передать атмосферу отношений, царящую внутри изображаемого фрагмента реальности.

Интеллектуальная активность воплотит мыслительный процесс автора в выбранной им форме творческой самореализации и поможет выразить идею, концепцию или убеждения художника.

В свою очередь, гармоничная форма активности, в равной мере сочетающая три предыдущих, поможет передать гармонию Мира и окажет гармонизирующее действие и на автора, и на зрителя.

Практика осознанного управления формой активности сделает творческий процесс разноплановым и принесет автору новые ценные находки и открытия.

Четыре формы активности, помноженные на четыре пространственных ритма, порождают 16 базовых состояний, овладение которыми входит в практику курса ДФС.

Таким образом, у творческой личности появляется шанс познавать Мир "глазами" шестнадцати состояний и при желании иметь 16 различных представлений о любом проявлении реальности.

 

Внутренняя интеграция единого Мира, воспринятого сквозь разные призмы, может открыть для субъекта иное качество мироотношений и породить переживание тоталь-ности Мира и своего единства с ним.

При таком подходе в философии И.Н. Калинаускаса идея развития человека как целого в результате его творческой деятельности и процесса взаимодействия с Миром получает новую трактовку.

Реальность процесса развития выражена здесь, как единство человека с тремя основными сущностями мироздания: материей, энергией, информацией и может быть воспринята, как высшая форма творческого взаимодействия субъекта с Миром, реализующая идею духовного развития [4].

Трансформация человека, осуществленная таким образом, делает возможным соприкосновение с предельной реальностью Мира, что само по себе может быть воспринято как творческий акт, несущий в себе возможность реализации смысла Мира, выраженного в проявлении всего потенциально заложенного в нем через участие человека в этом процессе [9].

Поэтому хочется присоединиться к мнению, высказанному В.М. Овощниковым в [10] по поводу ценности практики активной психической саморегуляции И.Н. Калина-ускаса, и отнестись к ней как к культурной продукции, представленной Человечеству.

 

Литература

  1. Блох М.А. Творчество в науке и технике. Пг. 1920
  2. Калинаускас И.Н. Когда жизнь становится профессией/ Межакадемический информационный бюллетень "Академия" №3, С-Пб., 1996.
  3. Калинаускас И.Н. Жить надо! С-Пб., Медуза, 1994.
  4. Калинаускас И.Н. Метод качественных структур и развитие человека/Межакадемический информационный бюллетень "Академия" №2, С-Пб., 1996.
  5. Коваленко С.К. О восприятии Мира в контексте бесконечно-конечного //Реальность и субъект. С-Пб., 1998. Т.2. № 1. с.61-64.
  6. Коваленко С.К. О возможности восприятия Мира в контексте бесконечного//Реальность и субъект. С-Пб., 1998, т.2, №2-3, с.13-16.
  7. Коваленко С.К. Об особенностях восприятия Мира в контексте конечного//Реальность и субъект. С-Пб., 1998, Т.2, №4, с.41-44.
  8. Коваленко С.К. О восприятии Мира в контексте конечно-бесконечного//Реальность и субъект. С-Пб., 1998. Т.3, №1-2, с.25-28.
  9. Налимов В.В. Спонтанность сознания. - М., Прометей, 1998.
  10. Овощников В.М. Методика психической саморегуляции Калинаускаса И.Н. в индивидуальной культуре человека//Реальность и субъект. С-Пб., Т.1, №1-2, 1997.
  11. Оршанский И. Механизмы нервных процессов. С-Пб.,1898.
  12. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., Наука, 1976.

 

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 4; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!